Мошенники продолжают совершенствовать свои методы обмана и активно используют цифровые технологии. Эксперты Почта Банка рассказали о новых тенденциях на рынке мошенничества.
Одна из новых схем включает отправку сообщения от имени руководителя о якобы звонке от правоохранительных органов. Мошенники могут использовать искусственный интеллект для изменения голоса, чтобы жертва думала, что звонит знакомый человек. Они рассказывают о незаконных действиях в компании, угрожая уголовными делами. Чтобы избежать проблем, жертве предлагают внести недостающие средства, не разглашая это. Затем под давлением жертву убеждают взять кредит и перевести деньги на «безопасные счета». В результате человек теряет деньги и становится должником банка.
Также мошенники могут требовать от имени руководителя установить новые рабочие программы на телефон через ссылку. После выполнения этого условия жертва теряет доступ к своему смартфону и не может пользоваться мобильным банком или порталом государственных услуг. Злоумышленники могут списать деньги со счета, оформить кредит или провести операции с недвижимостью.
По другой схеме мошенники звонят через мессенджеры, представляясь сотрудниками финансовых организаций, сотового оператора или правоохранительных органов, и сообщают об утечке данных. Если обман не удается, раздается звонок с другого номера. Злоумышленник представляется следователем, спрашивая о предыдущем звонке и рассказывая о мошенничестве. Он утверждает, что доступ уже получен, и просит немедленно перевести деньги на «безопасный счет».
Мошенники также могут предложить вернуть ранее похищенные деньги, используя фразы типа «Звоню по вашему претензионному обращению» или «По возвращению средств». Они просят назвать код из сообщения или установить программное обеспечение по ссылке из СМС. При этом они запугивают жертву потерей денег или уголовной ответственностью за неповиновение. Злоумышленники представляются сотрудниками силовых структур, таких как ФСБ, МВД и Следственный комитет, и запрещают сообщать кому-либо о звонках, угрожая разоблачением обмана.
Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют следовать нескольким правилам:
-
Если в разговоре упоминаются «безопасный счет», «никому не говорить о звонке», «по вашему счету зафиксированы подозрительные операции», немедленно положите трубку.
-
Позвоните в банк по номеру телефона на вашей банковской карте и сообщите о случившемся.
-
Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения, не сообщайте никому коды из СМС от банка, мобильного оператора или портала государственных услуг.
-
Помните, что ФСБ, Центральный банк и МВД никогда не звонят на мобильные телефоны и не сообщают о мошеннических действиях. Это делают только злоумышленники.